Инкотермс
Международное торговое сотрудничество невозможно без однозначной трактовки терминов при заключении сделок. Для унификации применения основополагающих понятий был создан специальный свод правил, которым должен руководствоваться каждый участник рынка при реализации внешнеторговых контрактов. Данный справочник получил название Инкотермс.
Что такое Incoterms
Название словаря торговых терминов внешнеэкономической деятельности – это аббревиатура английского наименования «International commercial terms». Свод терминологии корректируется каждое десятилетие. Сейчас используется вариант, утвержденный в 2020 году, более ранняя редакция была принята за 10 лет до этой даты.
Примечание: в настоящее время разрешено применять регламент как новой, так и более старых версий. При этом в контракте следует указывать, какая модификация нормативов используется в конкретном соглашении.
Инкотермс – правила, прописанные в международном нормативном акте, которые регламентируют отношения сторон при заключении внешнеторговых сделок купли-продажи или поставки.
Главная цель этого документа – стандартизировать условия внешнеэкономических соглашений, касающихся поставок товара.
Разработано 11 правил, каждое из которых является термином из сферы внешней торговли, сокращенным до аббревиатуры из 3 первых букв.
Основополагающие принципы
Инкотермс регламентирует условия отношений участников внешнеэкономической деятельности:
при распределении расходов, связанных с транспортировкой;
при определении момента перехода рисков, касающихся утраты или повреждения объекта договора;
при установлении факта поставки.
Свод рассматриваемых норм не касается вопросов регулирования перехода права собственности на имущество. Это должно оговаривался оговариваться сторонами договора в отдельном пункте заключаемого контракта.
Расшифровка Incoterms 2010
Как уже говорилось, определения Инкотермс представляют собой трехбуквенную аббревиатуру. Первая буква обозначает момент перехода рисков от одного участника торгового соглашения к другому:
E – франко является место отправки, т. е. территория изготовителя или поставщика:
- предприятие,
- склад готовой продукции.
В этом случае таможенные пошлины, ответственность за состояние товара и его перемещение возлагаются на контрагента-покупателя.
Примечание: франко – место, до которого расходы и риски грузоперевозки ложатся на плечи отправителя;
- F – отправная точка основной транспортировки, т. е. терминал компании-перевозчика, которую выбирает и проплачивает покупатель;
- C – франко – конечная точка основного этапа перевозки, т. е. терминал грузоперевозчика, которого выбирает и проплачивает продавец. Важно: в этой ситуации он не несет ответственность за утрату или порчу груза;
- D – в конечной точке основной транспортировки, стоимость которой оплачивает отправитель. Важно: в данном случае он принимает на себя риски по утрате или порче товара.
Универсальные определения
В соответствии с вышеуказанной классификацией, Инкотермс 2010 регламентирует условия 7 главных определений:
- EXW – покупатель забирает продукцию с производства или склада продавца. При этом он оплачивает все затраты по перевозке, а также по экспортной и импортной очистке груза на таможне. В России применяется понятие «самовывоз»;
- FCA – отправитель доставляет товар грузоперевозчику, выбранному заказчиком, уплачивает экспортные таможенные сборы и пошлины. Основная грузоперевозка и импортная «растаможка» оплачиваются заказчиком;
- CPT – поставщик доставляет объект сделки до терминала перевозчика за свой счет, проплачивает основную перевозку, проводит экспортное оформление на таможне. Взносы по страхованию и пошлины на импорт платит получатель;
- CIP – аналогично предыдущей формулировке, только страховку проплачивает поставщик;
- DAT – все затраты по отправке, кроме импортной таможенной очистки и доставки от терминала прибытия до пункта назначения, возлагаются на поставщика;
- DAP – идентично DAT, только транспортировку отправитель обеспечивает и оплачивает до конкретного адресата. Иначе говоря, выполняется полноценная доставка;
- DDP – продавец осуществляет доставку до адресата. Он же обеспечивает расходы по транспортированию, страхованию и полной таможенной очистке.
Термины, применяемые к перевозкам на водном транспорте
Кроме универсальных понятий Инкотермс, существует еще 4, которые относятся исключительно к грузоперевозкам водным транспортом:
- FAS – отправитель осуществляет доставку до судна получателя, выполняет оформление экспорта. Далее все траты, в том числе – на перевалку и погрузку, ложатся на получателя;
- FOB – аналогично предыдущему варианту, только перевалка на борт судна оплачивается поставщиком;
- CFR – груз доставляется до порта назначения, получатель проплачивает перевозку, страховку, разгрузку, перевалку и осуществляет таможенное оформление;
- CIF – идентично CFR, только страховку платит продавец.
Схема распределения ответственности по поставкам в соответствии с Инкотермс 2010:
Что нового в Incoterms 2020?
Каждая последующая редакция свода унифицированных понятий международных торговых отношений привносит что-то новое, заменяет устаревшие понятия.
Что же такое правила Инкотермс образца 2020 года? В эту модификацию было внесено несколько изменений:
DAT был заменен обозначением DPU, что значит «доставка до места назначения с разгрузкой». Обязанности продавца считаются исполненными, как только он выгрузит свое отправление в обозначенной точке и уплатит все экспортные пошлины на таможне;
немного была скорректирована трактовка FCA. Теперь покупатель вправе дать своему перевозчику указание на выдачу коносамента (документа о праве собственности на отгруженный товар) с пометкой «на борту»;
изменилась процентная ставка страховой суммы при CIP. Теперь она составляет 110 % от стоимости страхуемой партии груза;
при реализации внешнеторговых сделок стало разрешено пользоваться собственным транспортом, не прибегая к услугам транспортных компаний.
Так выглядит актуальная схема:
Напишите нам, если у вас возникнут вопросы. Наши специалисты всегда придут на помощь.