Комплексные логистические услуги от двери до двери
USD
103,43
+0,43
EUR
109,01
-0,99
CNY
14,01
+1,01
Москва
16:56
Нью-Йорк
09:56
Лондон
14:56
Пекин
22:00
Информация
Заказать звонок

Классификация грузов и их характеристики

Объекты, транспортируемые от отправителя к получателю с использованием какого-либо вида транспорта, называются грузами. Для того, чтобы перевозимая кладь была доставлена до адресата в целости и сохранности, грузы принято классифицировать и, в зависимости от присвоенной категории, соблюдать определенные условия перевозки.


Общая классификация и характеристика

Классификация перемещаемых грузов выполняется по определенным признакам и характеристикам. Конкретный груз может быть классифицирован сразу по нескольким признакам. Например, транспортируемая железнодорожная цистерна бензина может быть определена как наливной железнодорожный груз третьего класса опасности.

В общей системе классификации грузы принято дифференцировать по нескольким признакам. Далее перечислены основные из них.

Физическое состояние:

  • жидкие (растительное масло, нефть и т. д.);
  • твердые (в том числе – порошкообразные) (товары легкой промышленности, уголь, цемент и т. д.);
  • газообразные (газ, аммиак и т. д.).

Биохимический состав:

  • неорганические;
  • органические.

Потребительское назначение:

  • продовольственные;
  • промышленные.

Отраслевой признак:

  • промышленные;
  • строительные;
  • сельскохозяйственные;
  • торговые;
  • иные.

Температурные условия перевозки:

  • универсальные – не нуждаются в соблюдении температурного режима (например, канцтовары);
  • скоропортящиеся – изменяют свои органолептические качества (портятся) при понижении или повышении температуры. Например, замороженную рыбу нельзя перевозить при плюсовой температуре, а свежие фрукты – при минусовой. К данной категории относятся некоторые продукты питания, фармацевтические препараты.

Условия хранения:

  • не подверженные атмосферным воздействиям;
  • подверженные;
  • требующие специальных условий.

Тара для транспортировки:

  • киповые (сформированные в кипу);
  • мешковые;
  • катно-бочковые (в бочках, рулонах, барабанах);
  • ящиковые;
  • пакетные;
  • контейнерные.

Способы погрузки-разгрузки:

  • насыпные (навалочные) – выдерживают падение с высоты, поэтому грузятся и выгружаются методом насыпания (песок, щебень и т. д.). Учитывают по массе или объему;
  • наливные – перевозятся в герметичной таре (цистернах, танках) во избежание утечки (бензин, спирт и т. д.);
  • штучные – компонуются по грузоместам. Имеют конкретные габариты, объем и вес. Вес с тарой называется брутто, без нее – нетто.

Габариты:

  • габаритные – геометрические параметры перевозимой поклажи соответствуют установленным нормативам;
  • негабаритные – объекты перевозки, размеры которых превышают допустимые для каждого из видов транспорта (даже по одному из параметров: объему, длине, ширине, высоте).

Тип отправки:

  • сборные – транспортная классификация грузов по этому признаку предполагает формирование клади от нескольких отправителей с адресацией в конкретную страну или населенный пункт;
  • генеральный – весь груз от одного отправителя из точки отправления в точку получения без вскрытия и распаковки.

Вес:

  • легковесные – до 80 кг;
  • стандартные – до 250 кг для штучных объектов и до 500 кг для насыпных субстанций;
  • тяжеловесные – более 500 кг.

Грузы в зависимости от объемной массы (тонн на кубический метр) и коэффициента грузоподъемности транспорта дифференцируются по следующим классам:

  • 1 – коэффициент = 1;
  • 2 – от 0,71 до 0,99;
  • 3 – от 0,51 до 0,7;
  • 4 – от 0,41 до 0,5.

Опасные грузы

Эту категорию следует рассмотреть немного подробней. Опасными принято считать объекты, которые потенциально могут нанести ущерб здоровью или жизни людей, окружающей среде, объектам инфраструктуры. Классификация перевозимых опасных грузов предусматривает маркировку аббревиатурой ADR и определение класса опасности:

  • 1 – взрывчатые;
  • 2 – газообразные под давлением;
  • 3 – воспламеняющиеся жидкости;
  • 4.1 – воспламеняющиеся твердые материалы;
  • 4.2 – самовозгорающиеся;
  • 4.3 – выделяющие воспламеняющийся газ при контакте с водой;
  • 5.1 – окисляющие;
  • 5.2 – органические перекиси;
  • 6.1 – ядовитые;
  • 6.2 – инфицирующие;
  • 7 – радиоактивные;
  • 8 – едкие;
  • 9 – прочие опасные.

Более детально классификация опасных грузов рассмотрена в другой статье нашего сайта.


Законодательное регламентирование работы с грузоотправлениями

Для упорядочения грузоперевозок, связанного с ними документооборота и ценообразования услуг перевозчиков, все, что касается этой сферы деятельности, регламентируется на законодательном уровне.

Документы:

  • Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (гл. 2);
  • «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5) (гл. 2.1);
  • ГОСТ 12.3.009-76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности»;
  • ГОСТ 12.3.020-80 «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях»;
  • ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»;
  • ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»;
  • ГОСТ 19822-88 «Тара производственная»;
  • «Технические условия погрузки и крепления грузов» (утв. МПС России 27.05. 2003 за № ЦМ-943).

Маркировка грузов

Каждый объект грузоперевозки перед транспортировкой обязательно маркируют. Это делается для того, чтобы без вскрытия упаковки и чтения сопроводительных документов перевозчику было ясно, куда и каким образом этот груз можно везти. Маркировку наносят несмываемой краской на тару.

Груз упаковывают в следующие видах тары (в зависимости от типа клади и условий транспортировки):

  • потребительскую – в которой будет доставлен адресату;
  • дополнительную – для защиты от неблагоприятных факторов внешней среды;
  • транспортировочную – тару повышенной прочности. К таковой относятся деревянные, металлические или пластиковые ящики, бочки и фляги.

Иногда бывает достаточно потребительской, в некоторых случаях используют все три вида тары.

Грузоотправления маркируют согласно ГОСТ 14192-96 с целью классификации груза и его идентификации. Данный документ прописывает, какими манипуляционными знаками обозначают тот или иной объект перевозки и куда их наносят. В подробностях узнать об этом можно из другой статьи нашего интернет-портала.

Международная классификация грузов

Международная классификация грузов представляет собой Гармонизированную систему (ГС), объединившую полтора десятков международных и национальных классификаторов. Все товары кодируются по шестиразрядной системе.

ГС состоит из трех разделов:

  • товарной номенклатуры унифицированного формата, состоящей из 99 глав, в которых перечислены все возможные варианты грузов;
  • правил классификации;
  • алфавитного рубрикатора.

Согласно ГС, классификация грузов для международных перевозок выполняется:

  • по тарифному признаку (в зависимости от происхождения товара, тарифа, сборов);
  • по транспортному признаку (способам перевозки и перегрузки):
    • генеральные (штучные объекты перевозки в упаковке или без нее), дифференцируют по размерам, габаритам и массе,
    • массовые (наливные (жидкие), навалочные (в т. ч. насыпные), лесные),
    • специальные (опасные, скоропортящиеся, живая фауна).


Компания Instels Group Logistics осуществляет международные перевозки на всех видах наземного, воздушного и водного транспорта. Четкое следование международным нормам перевозок, правилам логистики, нормативам классификации позволяет без задержек доставить груз в любую точку планеты.

Напишите нам, если у вас возникнут вопросы. Наши специалисты всегда придут на помощь.

Задать вопрос
Соседние статьи